Введение

Эта книга посвящается одной из самых интересных афро-карибских религий — вуду. Многие из нас связывают это слово с мрачными колдунами, которые создают зомби, протыкают иглами куклы своих врагов, насылают зловещие проклятия.

То, что можно увидеть в подобных фильмах, соответствует действительному положению вещей менее чем на один процент. В действительности вуду — это в первую очередь религия, последователи которой почитают божественных духов и своих умерших предков, приносят им небольшие жертвоприношения, празднуют религиозные праздники и участвуют в церемониях.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Конечно, в рамках этой религии существует колдовство. Жрецы занимаются исцелением больных, снятием проклятий и т. п. Но также существуют и черные, злые колдуны, которые практикуют черную магию. Именно с ними следует связывать все то ужасное, что говорят и пишут о вуду.

Эта книга посвящена рассмотрению вуду и как религии, и как колдовской системы. В ней рассматриваются происхождение, история, элементы учения вуду, божества этой религии, церемонии и ритуалы, которые проводятся ее последователями, а также связь вуду с другими религиями. В конце этого издания читатели найдут ритуальный календарь, а также словарь терминов вуду.

Корни вуду

Вуду (Sevi Loa, Vodou, Vodoun, Voudun, Vodun, Voodoo) — религия, которая практикуется жителями Гаити, Кубы и некоторых частей Соединенных Штатов Америки. Она имеет богатую культурную историю и некоторые элементы вероучений других религий.

Как духовная традиция вуду появилась на Гаити — острове в Вест-Индии — во времена французского колониального рабства. Африканцы разного этнического происхождения силой перевозились на Гаити в качестве сельскохозяйственных рабов.

Когда рабы впервые были привезены на Гаити из Африки в 1503 году, их владельцы (сначала испанцы, затем французы) запрещали им практиковать их народные религии, заставляя исповедовать католицизм. Но рабовладельцы не хотели посвящать своих рабов во все аспекты своей веры, так как они боялись, что рабы примут католическое учение и поймут из него, что они такие же полноценные люди, как их хозяева и что рабство порочно.

Французы хотели держать рабов под контролем. Поэтому рабы стали использовать католическую религию как «прикрытие» — приняв католических святых и другие атрибуты этой религии, они поклонялись своим народным божествам.

Рабы включили различные аспекты христианства в свои национальные традиции. Они видели много похожего между католицизмом и своей традиционной верой. Обе религии поклоняются одному Высшему Богу и верят в существование сверхъествественных существ и жизнь после смерти.

Общей также была идея о помощи духовных существ (1оа — у африканцев, святых — у католиков), которые действовали как посредники между Высшим Богом и людьми. Внешне это выглядело так, что рабы и их владельцы верили в тех же самых богов, но просто называли их различными именами.

Таким образом, вуду — более или менее измененная африканская религия, функционирующая на Гаити, а ее христианские элементы представляют собой часть колониального наследия.

Население Гаити и, следовательно, религия ВУДУ происходит в основном из двух африканских регионов: Дагомеи (северное побережье Гвинейского залива в Западной Африке, где проживали племена йоруба, эве, фон и др.

, ныне территория Того, Бенина и Нигерии) и Конго (бассейн реки Конго и побережье Атлантического океана в западной части Центральной Африки). В обоих регионах проходил длительный процесс изменения религий.

Это объяснялось тем, что никакое вероучение здесь не считалось ортодоксальным и было таким образом способно к гибкому приспособлению, а также тем, что оба региона, особенно Конго, имели исторически сложившийся контакт с христианством.

Население Конго считало себя христианами, в Дагомее также присутствовало некоторое знание христианства. После того как люди из этих регионов попали на Гаити, они стали развивать национальные общины, основанные на взаимной помощи и поддержке людей из их родных областей, а жизнь на плантациях вынудила людей из различных областей Африки жить близко друг к другу. Смесь христианства и вуду обеспечило связи между различными общинами.

Рабы стали поклоняться не только своим собственным богам, но богам из других религиозных традиций. В этом процессе унифицировались и изменялись ритуалы различных племен. Результат такого сплава проявился в том, что различные религиозные группы объединили свои учения, создавая таким образом новую религию — вуду.

Основные элементы традиционных африканских религий.

Вуду, как религия, чьи корни находятся в Африке, имеет много общего с традиционными африканскими религиями. Прежде чем перейти к рассмотрению вуду как самостоятельной религии, рассмотрим главные моменты, объединяющие все африканские религиозные традиции.

РЕЛИГИОЗНАЯ СФЕРА.

Наличие широко распространенной веры в Высшего Бога, единого и трансцендентального.

Ощущение сакрального и ощущение тайны; почитание священных мест, людей и предметов; празднование священных дат.

Вера в загробную жизнь, отраженная в мифах и погребальных церемониях.

Постоянное присутствие невидимого мира духов умерших предков; забота о том, чтобы узнать желание того духа, которому следует принести жертвы или чье покровительство требуется.

Религия пронизывает всю жизнь, нет никакого разделения между жизнью и религией.

Духи умерших предков являются посредниками между Богом и человеком.

Вера в эффективность заступнической просьбы.

Полное очищение, в том числе и духовное, перед жертвоприношением Богу.

Грех вредит благу общества, следовательно, имеются периодические обряды очищения, чтобы гарантировать общественное благосостояние.

Поклонение требует фундаменталистского отношения: строгой дисциплины и почтения.

Прощение окончательно и подтверждается всеми: нарушение, однажды прощенное, никогда не вспоминается.

РИТУАЛЬНАЯ СФЕРА.

Обряды составляют существенную часть социальной жизни.

Во время обрядов призываются умершие. Сезонные циклы и стадии жизни освящены ритуальным действием. Ритуальное внимание уделяется переходным ситуациям.

Человек полностью, вместе с телом и душой, вовлечен в поклонение.

В поклонении и жертвоприношении существует общая ответственность, каждый человек вносит свою долю.

Символы соединяют сферы сакрального и светского, и таким образом становится возможным сбалансированное и в определенной мере унифицированное представление о картине жизни.

Широко распространены обряды перехода, инициирования и посвящения.

Существует много обрядов очищения индивидуумов и общин.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Больной исцеляется с помощью обрядов, в которые вовлекается его семья и община.

Религиозная священность сохраняется в ритуале, в одежде и храмах.

РЕЛИГИОЗНО-МОРАЛЬНАЯ СФЕРА.

Священность человеческой жизни охраняется табу и ритуалами.

Существует уважение к достоинству человека; каждый человек имеет свой собственный неотделимый chi («индивидуальность», «судьбу»).

Грех воспринимается и в личностном, и общественном измерениях.

РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА.

Традиция передается через истории, стихи, пословицы, загадки и искусство.

Вся община вовлечена в обучение молодых,

ю образование имеет важный для сообщества эциальный аспект.

К моральному образованию молодежи относят-*ся серьезно.

Уважение к пожилым. Сообщество расценивает их мудрость как пророческую, т. е. как способную дать руководство для живущих в сложившейся ситуации.

Брак — союз между семействами и людьми; Делается все, чтобы поддержать его стабильность. Кровные союзы, связанные с обязательством, едко нарушаются.

РЕЛИГИОЗНО-СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА.

Сильное уважение к власти, санкционирован-юй предками.

Забота о бедных, больных, вдовах и сиротах.

Основные ритуалы вуду

Как религиозная система вуду характеризует-слиянием африканских и индейских религий некоторой концептуальной схожестью с като-шцизмом. Как духовная система вуду непрерыв-ю развивается, чтобы обеспечивать служение гарокому диапазону духов 1оа.

Нет никакой центральной власти, которая определила бы или пред-мсала ортодоксальное вероучение. Каждый храм функционирует независимо, что предоставляет возможность широкого варьирования в теории и 1рактике.

Существует одил Бег, Bondye. Этот Бог похож на Бога ислама, иудаизма и христианства. Существует только один Бог, довольно отдаленный от человечества, абсолютный и несколько абстрактный.

— Loa. Это различные духи членов семейства, духи главных сил вселенной — добра, зла, воспроизводства, здоровья, всех аспектов повседневной жизни.

Loa взаимодействуют с живыми людьми. Они входят в людей (делают их одержимыми) время от времени в течение религиозных церемоний, приносят известия и иногда позволяют хорошему или плохому случиться с людьми.

— Божественные Близнецы (Marassa). Таинственное сочетание противоположных начал: добра и зла, счастья и грусти и т. д. Если почитать их, они помогают человеку достичь успеха.

— Духи мертвых. Главным образом это души предков, которые умерли, но еще не были «призваны» родственниками. Игнорировать умерших опасно.

— gros bon ange — энергия, которая дает жизнь человеку, вселяясь в тело при рождении и покидая его после смерти;

— ti bon ange — имеет отношение к индивидуальности и специфична у каждого человека.

Центральный и ключевой аспект религии вуду — исцеление людей от болезней. Это составляет 60 % от всей деятельности жрецов вуду.

Жрецами в вуду могут быть как мужчины (houngan), так и женщины (mambo).

Еще одна главная особенность вуду — религиозные обряды. Они обычно проводятся в храме или около него. Жрецы почти всегда направляют их.

На церемониях обычно проводится служение Божественным Близнецам (Marassa), предкам и 1оа, которым предлагается жертва. У них просят помощи или совета.

Во время церемоний обязательно используются барабаны и танец. Почти все участники церемоний могут стать одержимыми 1оа, которые занимают тело человека на какое-то время.

Почти на каждой церемонии имеет место жертва животного. Убитое животное выпускает жизненную энергию, которую получают 1оа. Кроме того, в жертву приносятся овощи, фрукты, минералы, жидкости и др.

Африка (Guinee) признана Святой Землей, которая стала родиной человечества и где появилось откровение о 1оа.

Африка не оставила нам какие-либо священные писания. Вместо этого мы имеем богатую и глубокую мифологию, живущую благодаря удивительной памяти и поэтической способности «griots», которые передавали ее от стариков к детям. Мы приведем лишь несколько отрывков, повествующих о начале мира.

Damballah создал все воды на земле. Двигаясь в образе змеи, своими семью тысячами колец он сформировал холмы и долины на земле, звезды и планеты в небесах. Он извлек металлы из огня и послал молнии, чтобы создать священные камни и скалы.

Когда он сбросил свою кожу, выпуская воды на землю, солнце засияло в воде и создало радугу. Damballah полюбил красоту радуги и сделал ее своей женой, Aida-Wedo.

Marassa — Божественные Близнецы, первоначально представляли собой гермафродита, затем разделились на мужчину и женщину. От них произошла человеческая раса. Таким образом, Близнецы — первые люди, первые дети так же, как первые предки, первые мертвые.

Откровения о 1оа впервые появились в Ифэ, легендарном городе, расположенном в Западной Африке. Поэтому все в жизни и вся духовная сила приходит из Ифэ. Духовной родиной всех приверженцев вуду является Ginen, где расположен Ифэ, откуда они были вынуждены бежать в африканскую диаспору. После смерти высшая душа.

озвратится в Ginen, чтобы жить с 1оа и духами [предков. Поэтому все практикующие вуду относят себя к ti.guinin, сыновьям или дочерям Ginen.

Элементы церемонии вуду.

1. Принятие пиши перед главной церемонией;

2. Создание veve, символа из муки или зерна, символизирующего 1оа, которому посвящается ритуал;

3. Игра на трещотке и бой барабанов;

4. Пение;

5. Таней houngan и/или mambo и hounsi (изучающие вуду). Танец продолжается до тех пор, пока один из танцоров (обычно hounsi) не становится одержимым 1оа. Одержимый будет вести себя как 1оа; присутствующие на церемонии относятся к нему с уважением;

6. Животная жертва (козел, овца, цыпленок, собака и т. п.). Обычно им перерезают горло и собирают кровь в сосуде. Одержимый может выпить часть крови, удовлетворяя этим голод находящегося в нем 1оа. Убитое животное приготавливается в пищу и съедается участниками церемонии.

Характеристика ритуалов.

Ритуалы вуду разделяются на два главных типа обрядов: Rada и Petro. Оба типа используют игру барабанов, танец, пение и экстатический транс. Они отличаются только по типу 1оа, которым они адресуются, и целям ритуала.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Все ритуалы начинаются с обращения к Legba, loa дверей и перекрестка. Без разрешения Legba никакой другой loa не может пересечь границу духовного мира и попасть в мир материальный. Houngan призывает Legba, прося его открыть врата, следующими словами: «Papa Legba, ouvri barrie pou nous passer».

Вода в ритуале обычно представляет четыре стороны света. После призывания Legba ее трижды льют перед peristyle (храмом) и перед poteau-mitan (центральным столбом), обозначая линию от входа в peristyle назад к poteau-mitan.

Затем дважды целуют poteau-mitan. Этот центральный столб посвящен Legba и обеспечивает вход loa в храм. Наконец, воду трижды льют перед каждым барабаном. В Rada ритуалах используются три барабана, и с ними обращаются как со свяоенными предметами. Самый большой барабан называется maman, средний — seconde и самый маленький cata.

После этого начальник церемонии — La Place — и двое других членов общины — hounsi — со знаменами drapeaux и священным мечом приветствуют четыре стороны света, poteau-mitan и барабан. Затем они зажигают свечи внутри круга.

Специальной мукой, называемой farine, ho-ungan вычерчивает veve на земле или на белом листе бумаги. Рисунок veve представляет собой символ определенного 1оа, которому будут служить во время церемонии, место, куда помещаются жертвоприношения loa, а также магический знак, который вызывает loa.

Пение начинается с католической молитвы priere Guinea, за которой следует langage. Langage представляет собой давно забытую африканскую литургию, в которой loa призываются в иерархическом порядке, но обычно она не понимается даже певцами.

После этого houngan вызывает loa. Делаются жертвоприношения, чтобы покормить loa. Ритуал заканчивается звуками ритмических рукоплесканий, барабанного стука и треска assort.

Главные участники ритуала.

Ритуал всегда возглавляет houngan или mambo, которые наблюдают за ритуалом и вступают в отношения с loa. Houngan или mambo имеют двух помощников, которые следуют за ними в жреческой иерархии — один мужчина и одна женщина.

Помощник мужского пола носит название La Place. Он — начальник ритуала и направляет его ход. Он несет ритуальный меч, называемый ku-bha-sah, который используется, чтобы срезать материальный мир, оставляя духовный мир открытым для loa.

Houngenikon — помощница — управляет хором hounsi canzo, которые поют в течение ритуала. Она также контролирует жертвоприношения loa и требует их присутствие на земле.

Хор, организуемый из числа hounsi canzo, и иногда называемый просто canzo, составлен из членов общины. Под руководством houngenikon они призывают loa спуститься на землю. Другие важные фигуры — hounsi ventailleur, который ведет жертвенных животных, и hounsi cuisiniere, священный повар.

Вызов loa.

Чтобы призвать loa, houngan ударяет veve с помощью своего asson, чтобы активизировать астральную силу loa. Рисунок veve и нанесение Удара обязывают loa спускаться на землю.

Также houngan может вызвать loa, наклонясь над алтарем и вызывая loa вниз в глиняный горшок — govi. Houngan может использовать магические слова, чтобы привлечь loa таким образом. Он может консультироваться с loa, живущим Внутри govi, задавая ему вопросы относительно Настоящего или будущего.

Кормление loa.

Ритуал кормления loa, называемый Mange loa, необходим, чтобы заботиться, оживлять или укреплять божественных духов или вступать в контакт с определенным loa. Каждый loa имеет особые «любимые» пищевые продукты;

чем больше ритуальных жертв соответствуют требованиям loa, тем большая магическая сила станет доступной благодаря ритуалу. Ритуальная пища всегда помещается в veve (в храме) или на перекрестке (вне храма).

Жертвенная пища увеличивает силу loa, особенно если она включает кровь животной жертвы и часть муки — farine, с помощью которой был нарисован veve. Возлияние любимых спиртных напитков loa, особенно сырого рома — kleren, производится путем трехкратного окропления земли.

Иногда, в особо важных ритуалах, в жертву приносится животное. Жизненная сила животного становится частью loa. Кровь животного собирается в полой тыкве и пьется участниками церемонии, чтобы они могли пребывать в божественной энергии loa. Каждый loa имеет животное, символизирующее их и использующееся для жертвоприношения.

Мытье головы.

Мытье головы, называемое Laver tete, используется, чтобы крестить или ритуально очищать приверженцев. Ритуал проводится на циновке из листьев банана или на подстилке из ароматных веток дерева, посыпанных мукой и политых сиропом.

Человек, чья голова должна быть вымыта, надевает длинную белую рубашку. Во время пения заклинаний houngan опрыскивает голову приверженца водой из белого горшка. Использование белого цвета, муки и сладкого сиропа показывает, что это ритуал для Damballah, чьего благословения просят после того, как голова вымыта.

Различные направления гаитянского вуду

Поскольку происхождение африканцев было различное, никакие специфические африканские религии не могли удовлетворить всех переселенцев, тем более, что почитание отеческих традиций было для них очень важным.

Прочитайте также:  Водолей знак зодиака дни рождения

В связи с этим в вуду, так же, как во многих других религиях, есть свои направления, или номинации. Первой и наиболее широко известной является ортодоксальное вуду. В этой номинации дагомейскому обряду отдано первенство, и посвящение основано главным образом на дагомейс-кой модели.

В ортодоксальном вуду традиция племени йо-руба занимает главное положение. Другие обряды, отличные от дагомейского, представлены в церемониях как второстепенные. Этот обряд широко представлен на Гаити и сконцентрирован в Порт-о-Пренсе и на юге Гаити.

Вторая номинация называется Макайа. В этом обряде посвящения менее сложны, и жрец или жрица не получают asson. Жрец в Макайа называется bokor, а жрица иногда упоминается как mambo, иногда как sorciere («волшебница»).

(Термины bokor и sorciere рассматриваются в ортодоксальном вуду как бранные слова, а слово bokor может также относиться к непосвященному — специалисту в черном колдовстве (malfacteur). Такие индивидуумы не относятся к жречеству какой-либо номинации.

) Литургия Makaya менее унифицирована в различных храмах, чем в ортодоксальном вуду, и более акцентирована на колдовстве. Этот обряд присутствует в Порт-о-Пренсе и обладает большим влиянием в долине Артибонит в центральном Гаити,

Третья номинация — обряд Petro или Kongo. Обряд посвящения следует модели Petro. Жрец или жрица в этом направлении называется serviteur. (В ортодоксальном вуду serviteur — это тот, кто служит 1оа.) Эта деноминация сконцентрирована около города Гонаив, а главный ежегодный фестиваль Petro проводится в Сукри около Гонаива.

Все эти номинации имеют несколько общих пунктов в учении: есть только один Бог, называемый Gran Met (Великий Владыка) или Bondye (от французского. Bon Dieu — Благой Бог). Также есть младшие существа, которые называются 1оа, и хотя они изменяются в зависимости от конкретной номинации, все они рассматриваются как доступные для духовно одержимых.

Одержимость в контексте церемонии представляется как нормальное, естественное и Даже желательное явление, однако существует определенный «этикет», необходимый для одержимости. Все традиции признают молитвы, песни, игру на барабанах, костюмы и танцы во время церемоний.

Главные loa и их характеристика

Религия вуду часто неправильно истолковывается как политеистическая, синкретическая или анимистическая. Эти неправильные представления рассеются, как только мы рассмотрим характеристики таких духовных существ, как 1оа.

Вудуисты верят в одного Бога, называемого Gran Met, или Великий Господин. Этот Бог всемогущий, всезнающий, но, к сожалению, он рассматривается как нечто отдаленное от человеческих дел. Однако он всегда присутствует в ежедневной речи гаитян, которые никогда не скажут, «увидимся завтра», не добавив «если Богу будет угодно».

Loa — духовные существа, младшие по рангу, но более доступные для человека. Loa требуют наличия определенных взаимоотношений с человеком. Loa служат тем, кто служит им. Loa обладают определенными характеристиками, включая священные номера, цвета, дни, церемониальные пищевые продукты, особенности речи и ритуальные предметы.

Многие loa — типичные фигуры, представленные во многих культурах. Например, Erzulie Freda — богиня любви, сопоставимая с Венерой, Legba — loa общения, сопоставимый с Гермесом или Меркурием. Эти соответствия иногда являются чистым совпадением.

Многие видят параллели между аспектами loa и образами католических святых. Во время французского рабства, когда большинство черных людей на Гаити были рабами, поклонение святым обеспечило удобное прикрытие для служения африканским богам и богиням.

Это не означает, однако, что loa слились с католическими святыми. Никто не путает Ogoun Feraille со святым Джеймсом, это просто образ. Если призывается святой Джеймс, значит, призывается именно он, а не Ogoun.

Хотя priere Guinea включает стихи, содержащие предметы поклонения католицизма, никто не смешивает церемонию вуду, проведенную в вудуистском храме, с католической мессой. Джон Мерфи в своей книге «Santeria» предполагает, что термин «симбиоз» в этом случае более точен, чем синкретизм.

Loa живут в деревьях, камнях, реже в телах животных. Однако loa, живущий в дереве, — это не loa дерева, и церемония, проводимая у подножия дерева, направлена к loa и не имеет ничего общего с анимистическим поклонением дереву.

Loa проявляют свою волю через сны, необычные происшествия и через механизм одержимости. Как уже отмечалось, одержимость считается нормальным, естественным и желательным в контексте церемонии вуду. Loa, проявляя себя через одержимость, поют, танцуют, говорят шутки, исцеляют больных и дают советы.

Посвященный в вуду может также вызвать так называемую большую форму работы 1оа. В дополнение к основным способностям 1оа, большая форма работы дает им способности психокинеза и возможности проявления, позволяя им принимать физическую форму.

Damballah.

Damballah, также называемый Damballah-Wedo или Большая Змея, является самым старым из предков и одним из наиболее популярных loa. Он представляет наследственное знание вуду. Damh доброжелателен, невинен, он отец любви.

Он с трудом вступает в отношения с людьми, поэтому его мудрость слишком далека от нас.

Поклоняться Damballah значит поклоняться красоте — цветам и белому цвету. Его день — среда. Его символами являются яйца змеи и сами змеи. Поскольку змея — это слуга Damballah, со змеей обращаются с почтением (но не поклоняются ей).

Damballah питается чистыми, белыми пищевыми продуктами, подобно фуражному зерну, оливковому маслу, пирогу, шампанскому и белому вину, молоку, сахару и яйцам. Жертва ему — пара белых цыплят.

Damballah — змея. Он погружается в бассейн с водой, который построен для него, или залазит на дерево. Он довольно необщителен и любит находиться в тишине. Он не сообщает людям точ-ные сведения, но излучает успокаивающее присутствие, вселяет дух оптимизма.

Когда Damballah вселяется в кого-либо, этому человеку нужно предложить яйцо, которое он раскусывает своими зубами. Одержимые им во время ходьбы ползают и не могут использовать свои конечности. Люди, которыми он обладает, высовывают свой язык словно змеи, залазят на деревья или крыши.

Aida-Wedo.

Aida-Wedo — жена Damballah. Она представляется как короткая, свернувшаяся змея, которая ест бананы и живет главным образом в воде. Ее символ — радуга, и представляют ее цвета радуги, в которые окрашен poteau-mitan — центр храма. Часто появляется в образе змеи вместе со своим мужем.

Ogoun.

Ogoun — традиционная фигура воина в даго-мейской религии. Он очень похож на Зевса в греческой религии и мифологии. Ogoun могущественный, мощный, триумфальный дух. В наше время у Ogoun появилось новое обличив, которое не совсем связано с его африканскими корнями. Это лукавый и мощный политический лидер.

Он дает силу через пророчество и колдовство. Именно Ogoun, как считается, внушил идею и дал силу рабам совершить революцию в 1804 году. Теперь он призывается, чтобы помочь людям получить правительство, более отвечающее их потребностям.

Он имеет много различных аспектов, в КОТОРЫХ он исполняет определенные функции: 1оа огня, 1оа молнии, 1оа фаллоса, 1оа обработки металлов. Как Ogoun Fer, например, он представляет стабильность, порядок и власть.

Feraille он дает силу своим служителям, хлопая их по бедрам или по заду. Как Ogoun Badagris он может поднять человека и нести его, чтобы показать свое особое внимание и покровительство. Во всех аспектах Ogoun проявляет власть и воинственность.

Его цвет красный, его жертва — бык.

Одержимость им иногда сопровождается насилием. Одержимый им моет свои руки в пылающем роме без всяких для себя последствий. Такие люди одеваются в красную одежду, машут саблей или мачете, жуют сигару и требуют ром с помощью старой фразы «Gren mwe fret» («у меня остыли яйца»).

Часто этот ром льют на землю и поджигают его. Меч или мачете — это его оружие, и он тычет им в себя, но лезвие не проникает в кожу.

Ogoun идентифицируется со святым Яковом, воинственным генералом.

Loco.

Loco — дух растительности, опекун святынь. Он связан с деревьями. Loco обладает обширным знанием фармацевтических свойств трав. Жрецы получают свои знания от него. Он — 1оа исцеления и начальник целителей травами, которые всегда призывают его перед началом лечения. Жертвы для Loco помещаются в соломенные мешки, которые подвешиваются в ветвях деревьев.

Grans Bwa.

Grans Bwa живет в глубоком лесу, там, где дикая растительность. Он — защитник живой природы и не любит появляться публично. Он ест плоды и овощи в лесу в течение целого дня, и когда его вызывают на церемонию, он обычно не голоден, но люди всегда так или иначе дают ему пищу. Он должен быть призван прежде, чем кто-либо будет посвящен в жречество вуду.

Он известен как хороший судья, и часто в случае конфликтов его вызывают, чтобы он решил спор. Он не терпит несправедливость, и говорят, что он превращается в ветер, чтобы слушать людей, не знающих, что он рядом.

Legba.

Legba, также называемый Papa Legba или Legba Ati-bon, — не только главный Petro loa, но и также наиболее известный и наиболее почитаемый из всех loa в вуду. Он представляет солнце, является богом ворот.

Он изображается как человек, брызжущий водой, или старик, идущий с палкой, также он олицетворяет ритуальные воды и объединение тайн вуду. Он стал отождествляться с апостолом Петром и Иисусом Христом, так как обладает ключами от мира духов.

Каждому ритуалу предшествует обращение к ^egba; без его разрешения нельзя «открыть во-Рота» между миром духовным и материальным а никакой другой loa не может проникнуть на землю. Поэтому никакая связь Бога и человека не может иметь место без одобрения Legba, никакое другое божество не может присоединяться к церемонии вуду, если Legba не был призван, и никакой 1оа не может действовать без разрешения Legba.

Legba курит маленькую трубку и носит немного пищи в своем мешке. Когда он овладевает кем-то, члены человека искривляются. Его символ — лев и белая овца. Он питается костями животных.

Erzulie.

Erzulie — loa любви и символ совершенной женщины, она — жена Legba. В чистом и девственном состоянии ее олицетворение — луна. В других состояниях она — идеал любовного ложа и часто берет приверженцев-мужчин как «мужей».

Многие другие аспекты Erzulie охватывают не только любовь и добрую волю, но также ревность, разногласие и месть. Она часто может быть жестока к женщинам и их желаниям. В алтарной комнате храма она представлена как корабль, свисающий с потолка. В качестве приношений ей жертвуют сладости, приятные спиртные напитки, духи, цветы и свечи.

Erzulie — это способность мыслить, мечтать и творчески создавать. Она — наиболее красивая и чувственная женщина в пантеоне вуду, уважаемая и богатая; она носит длинные волосы и требует, чтобы ее любовники отвели особую комнату для ритуального секса.

Она очень богата, и когда она вселяется в кого-либо, первым шагом является совершение весьма сложного туалета. Все самое лучшее, что есть в храме, предназначено для Erzulie. Она будет купаться, используя новое мыло. Она оденется в шелка, возьмет свежие цветы и другие признаки своей женственности.

Она любит танцевать и является наиболее изящной из всех loa. Она любит мужчин, будет танцевать с ними, целовать и ласкать их, часто чень неприлично.

Erzulie носит три обручальных кольца, так как на была отдана в жены Damballah, Ogoum и.

we. Она часто флиртовала с Zaka, но затем от-лонила его как недостойного. Однако Erzulie все-эда может взять любого служителя в качестве: юбовника на один день.

Церемониальный календарь вуду

В церемонии ортодоксального вуду (с ней вы познакомитесь ниже), после молитвы priere Guinea и ритуального приветствия собравшихся, а также барабанов и барабанщиков, в определенном порядке вызываются 1оа.

В свою очередь, для каждого 1оа поются песни, а в определенных случаях в жертву приносится пища или животное. Кандидат на посвящение должен запомнить последовательность 1оа. Для каждого 1оа поется минимум три песни, и каждая песня должна быть повторена минимум три раза.

В обряде ортодоксального вуду есть три главных группы loa: Rada, Guede и Petro.

Rada loa, в основном дагомейского происхождения, имеют общий церемониальный цвет — белый, но каждый loa в пределах этой группы может иметь свой собственный цвет. Это добрые духи. Ритмы Rada loa исполняют на tanbou kon, деревянных барабанах.

Rada loa представляют теплоту и эмоциональную стабильность Африки. Обряды Rada следуют традиционным африканским образцам и подчеркивают положительные, мягкие аспекты loa. На церемониях Rada всегда присутствует большой костер с железным бруском, находящимся в огне и представляющим loa Ogoun.

Rada loa никогда не требуют жертву большую, чем цыплята или голуби, хотя иногда им приносятся в жертву козлы и быки. Они выполняют просьбы приверженцев вуду, которые не несут вредных последствий человеку, но- их помощь не очень сильна.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Legba, Marassa, Loco, Aizan, Damballah Legba, Maras-sa, Loco, Aizan, Damballah и Aida-Wedo, Sodo, Badessy, Agassou, Silibo, Agwe и La Sirene, Erzulie, Bossu, Agarou, Azaka, группа Ogoun (Ogoun Святой Иаков, Ossange, Ogoun Badagri, Ogoun Feraille, Ogoun Per, Ogoun Shango, Ogoun Balindjo, Ogoun Balizage, Ogoun Yemsen).

За Rada loa следует семейство Guede loa, духи мертвых, которое возглавляет сам Guede. В него также входят Baron Samedi и Maman Brigitte. Нет никакого определенного порядка появления этих loa в пределах своей группы. Их церемониальные цвета фиолетовый и черный.

Группа Guede loa вульгарна и непристойна, и они создают комическое облегчение после интенсивной и строгой секции Rada. Baron Samedi и Brigitte наиболее таинственны и могут давать пророчества во время наиболее похотливых частей танца. Guede loa всегда выдают шутки и советы.

После Rada и Guede секций идет часть церемонии, посвященная Petro loa. Эти loa происходят преимущественно из Конго и западного полушария. Их церемониальный цвет — красный. Petro loa представляют собой противоположность Rada loa.

Petro обряды, порожденные на Гаити во времена рабства, представляют гнев и насилие. Petro loa более сильны и быстры, чем Rada. Они несут угрозу, месть и смерть. Они считаются жестокими, колдовскими и агрессивными по отношению к противникам.

Они делают тяжелую работу, на которую Rada не способны. Однако они будут работать только для того, кто пообещает служить им. Нарушившим обещание они мстят. В качестве жертв они требуют боровов, козлов, овец, коров, собак и иногда останки мертвых людей из могил;

Ритмы Petro исполняются на tanbou fey, барабане с шнуром и обручем. Поверхность барабана сделана исключительно из козлиной кожи, на нем играют ладонями рук. Эта часть церемонии возбужденная и быстро изменяющаяся.

Legba Petro, Marassa Petro, Wawangol, Ibo, Senegal, Kongo, Kaplaou, Kanga, Takya, Zoklimo, Simbi DIo, Gran Simba, Carrefour, Cimitiere, Grans Bwa, Kongo Savanne, Erzulie (также Erzulie Zye-Wouj), Marinette, Don Petro, Ti-Jean Petro, Gros Point, Simbi.

Когда последние три повтора заключительной песни для Simbi закончены, церемония окончена. Иногда особенно восторженные участники будут продолжать петь популярные песни, которые, относясь к loa, не обязательно являются частью церемониального порядка.

Loa не являются добрыми или злыми. Loa не лучше и не хуже, чем мы, и только приложив много усилий, можно найти христианского дьявола в Petro пантеоне. Нет, просто духи Rada воздушны, духи Petro пламенны, и эти две группы дополняют друг друга и смешиваются, подобно Инь и Янь, мужскому и женскому началам.

Этот календарь должен быть принят как общий календарь церемоний вуду. Различные храмы в различных географических областях могут варьировать время проведения церемоний.

2—4 января Преломление пирогов (case gateaux), общинная форма приношений 1оа.

6 января Les Rois (короли).

25 февраля Ритуальное кормление источников (manger tetes d’l’eau).

16 марта Loko Davi (праздник, посвященный Loko — loa растительности), еда ритуальной древесины.

19 марта Святой Джозеф, выражение власти Legba.

20 марта Legba Zaou (еда состоит главным образом из мяса черного козла).

27 апреля Dan Wedo, праздник loa короля Франции.

29 апреля Разрушение кувшинов (casse canarie), избавление душ от чистилища.

31 апреля Кормление мертвых (mange-les-morts)

12 мая Кормление различных loa.

18 мая Жертвоприношение Grande Aloumandia.

20—21 мая Simbi blanc.

30 мая Торжественная обедня (chante-messes) в католической церкви.

24 июня Святой Иоанн.

28 июня М’sieu Guimeh Sauveur; Mystere Grande Delai; общее служение для Maitresse Erzulie, Maitresse Tenaise и Maitresse Mam’bo.

25 июля Papa Ogoun, или Святой Джеймс Великий (приносятся в жертву овцы и козы).

Прочитайте также:  Приворот на верность мужа черная магия

26 июля Общее приношение для Grande Saint Anne, также известное как Mystere Grande Delai и Grande Aloumandia.

29 июля Maitresse Silverine (вкушает от предложенной ей пищи совсем немного) и Maitresse Lorvana (для питания обоняет цветы).

25 августа Общинное приношение для Dan Wedo, также известного как Святой Луи или Король Франции.

29 августа L’Orient, один из наиболее важных loa.

31 августа Agwe (приношение козлов, перца и мяты).

25 сентября Roi Wangol и Mousondi.

153.

29 сентября Manman Aloumandia.

30 сентября Maitresse Delai.

31 октября Торжественная обедня в католической церкви; общинный стол и танец Мартиника; ритуальное кресло, покрытое 30 или 40 покрывалами различных цветов, которое ставят в храме и «служат» ему.

1—2 ноября Fet Guede (Пир Предков) Guede loa выходят с кладбищ, вселяются в людей, входят в храмы, чтобы развлечь себя, в виде душ, воплощенных или перевоплощенных.

25 ноября Еда батата.

10 декабря Ganga-Bois (праздник loa моря).

12— 14 декабря Кормление моря (agoueh r оуо).

25 декабря Fete Marassa (Праздник Близнецов); Fet Demambre (Праздник Членов).

Развитие вуду в контексте истории Гаити.

1492–1697 Открытие острова Христофором Колумбом, назвавшим его Эспаньола. Уничтожение испанцами коренного индейского населения. Использование африканских рабов для работы на плантациях. В 1967 году западная часть острова перешла под юрисдикцию Франции и получила название Сан-Доминго.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

1730–1790 Зарождение вуду. Господство в вуду дагомейского направления.

1790–1800 Революционный период в Гаити. Восстание рабов 1791 года под предводительством Тусен-Лувертюра. Переход восточной части Гаити под юрисдикцию Франции в 1795 году. Рост и обьединение различных направлений вуду.

1800–1815 В 1801 году отменено рабство и принята Конституция, провозгласившая равенство всех граждан перед законом. Поражение войск Наполеона, высадившихся на остров для контроля революционной ситуации.

В 1804 году была провозглашена независимость страны и восстановлено ее прежнее название — Гаити. Подавление вуду тремя наиболее известными правителями Гаити — Тусен-Лувертюром, Жан-Жаком Десса-лином и Генри Кристофом.

1815–1850 В 1844 году от Гаити отделилась восточная, бывшая испанская часть, которая объявила себя самостоятельной Доминиканской республикой. Медленное распространение вуду, которое становится приемлемо для правящего режима и практикуется публично.

1860–1945 Период подавления вуду со стороны католической церкви, достигший высшей точки во время «войны» против вуду в 1940-х. После неудачи в этой войне католики уменьшили свое откровенное подавление вуду. 1915–1934 — период оккупации Гаити американскими войсками.

1945–1975 Содействие вуду со стороны диктатора Ф. Дювалье (избран президентом в 1957 году). Вызов американскому протестантизму.

1975— наши дни Критическое положение вуду, особенно в связи с loa Ogoun, который стал символом крестьянского движения за проведение прогрессивных реформ на Гаити.

Жрецы вуду

Жрецы в религии вуду носят название houngan (мужчины) и mambo (женщины). Они — лидеры societe (общины) и духовные лидеры и выполняют множество функций.

1. Исцеление.

2. Выполнение религиозных церемоний вызывания или умиротворения духов.

3. Проведение посвящения новых жрецов.

4. Предсказание будущего и чтение мыслей.

5. Заклинание и создание зашиты.

6. Создание снадобий для различных целей (от чар любви до чар смерти).

7. Исповедь.

Полномочия houngan или mambo абсолютны в пределах храма, потому что только они обучены взаимодействию с 1оа и интерпретации сложного учения вуду.

Институт жречества как правило наследственный. Будущий жрец обучается с молодого возраста и посвящается обычно в возрасте 31 года и старше. Символ священнического сана — трещотка asson, которая служит свидетельством посвящения и управляет ходом ритуалов.

Все жрецы кроме того и колдуны. Они знают, как практиковать черную магию, даже если не практикуют ее на самом деле. Жрец должен знать зло, чтобы уметь сразиться с ним. Таким образом жрец поддерживает баланс сил во вселенной.

Houngan и mambo имеют определенные пароли и определенные жесты, исполняемые с помощью asson.

Когда, почему и сколько денег берут жрецы вуду.

Много людей, воспитанных в иудейско-христианской или в других традициях, удивляются и даже поражаются, узнав, что за услуги жрецов вуду необходимо платить деньги. Напомним, что в вуду нет никакой централизованной иерархии, как в католической церкви.

Жрецы не получают жалованья. Houngan или mambo — это профессионалы, которые потратили много времени, чтобы достигнуть высшей точки в своем посвящении, за что они также платили деньги. Некоторые из жрецов занимаются только религиозной практикой, но большинство вынуждено работать, чтобы прокормить себя.

Услуги, за которые houngan и mambo берут деньги, включают изготовление амулетов, называемых «wanga», церемонии исцеления людей, подвергшихся колдовскому проклятию, гадания (обычно карточные), церемонии поклонения определенному 1оа, проведенные по просьбе другого человека, и церемонии посвящения.

Houngan и mambo не требуют входную плату за право присутствовать на церемониях, большинство которых открыто для публики. В случаях, когда церемония является частной и колдовской, а не религиозной, человек должен заплатить за амулеты и т. п., но не за право посетить церемонию.

Цены за услуги разные, и в значительной степени зависят от того, сколько клиент может позволить себе заплатить. Это вызвано экономическим положением на Гаити, где 99 % населения живет в условиях бедности.

Наименее дорогой из услуг компетентных houngan или mambo является предсказание. Нормой в бедных районах Гаити является «dix-sept gourdes», 17 гурдов (чуть больше 1 доллара США). В Соединенных Штатах средняя плата за такую услугу составляет приблизительно 20 долларов.

Wanga (амулеты) могут стоить по-разному, в зависимости от того, насколько они сложны, какие травы, свечи и ткань должен купить houngan или mambo, осуществляющие ритуал, и т. д. В Соединенных Штатах плата составляет от 20 до нескольких сотен долларов.

Посвящение в вуду может быть проведено только на Гаити, поскольку необходимые травы, ритуальные предметы и т. п. могут быть найдены только там. Посвящение гаитян гаитянами часто проводится не за деньги (например, посвящение в обмен на обещание пожизненной службы в качестве барабанщика).

Некоторые houngan и mambo посвящают своих супругов в степень sur point, чтобы они могли помогать им на большинстве церемоний и были бы ритуально вхожи в какую-либо область храма. Негаитяне, а также гаитяне, которые не намереваются жить по соседству и быть членом общины, за посвящение должны заплатить наличными.

Посвящение в высший жреческий разряд, «asogwe», является наиболее дорогим. Эта церемония стоит три тысячи гаитянских долларов (примерно 1000 долларов США). Посвящение в «sur point» стоит 250–750 долларов США, в «hounsi canzo» — менее 200 долларов.

Обычно посвящается группа людей — как правило десять hounsi, четыре или пять sur point, два или три asogwe (все они должны поместиться внутри храма, поэтому большее число участников невозможно). Храм очень часто становится сценой оживленной торговли между клиентом и жрецом, особенно, если это касается платы за посвящение.

Houngan и mambo своим первым правилом считают выражение «Houngan (ou Mambo) pa travay pou granmesi», т. е. houngan или mambo не работают за «большое спасибо», хотя это нормально в отношении близких друзей и членов семьи.

Но, во-первых, церемониальная услуга должна быть выполнена правильно и законно, т. е. проведена в манере, утвержденной традицией и признанной подлинной носителями традиции. Поддельные посвящения греховны и оставляют обманутого человека беспомощным в опасной ситуации, поскольку он, конечно, объявит, что является кем-то, кем он на самом деле не является, а впоследствии в лучшем случае будет оскорблен, в худшем — привязан в храме к центральному столбу poteau-mitan.

Поддельные амулеты обманывают ожидания просителя и являются опасностью для тех, кто их изготовил, так как он или она получили деньги за устранение проблемы, и им придется устранять ее, решенную или нерешенную.

Во-вторых, цена, требуемая за услугу, должна быть той же самой, или почти той же самой, для каждого.

В-третьих, деньги, заработанные houngan или mambo могут использоваться на личные нужды, но houngan или mambo имеет определенные обязанности по отношению к своей «семье» — братьям и сестрам, посвященным тем же самым «родителем», к самим houngan или mambo, а также к тем, кто раньше посвятил его или ее.

Houngan или mambo — это родители всех детей Африки. Чем больше денег зарабатывает жрец, тем лучше Должны есть hounsi, его прихожане. Чем больше Денег зарабатывает жрец, тем лучше должна быть обстановка в храме.

Жрец не должен разъезжать на «мерседесе», в то время как его прихожане спят на полу. Фактически, гаитянские houngan и niambo в шутку жалуются, что деньги просто проходят через их руки, и им трудно удержать хотя бы немного из них.

Храм

Храм, или hounfort, — место, где проводятся ритуалы и собирается община. Над каждым храмом осуществляет контроль один houngan или mambo. Каждый храм следует традициям вуду, но меняет ритуалы в соответствии с разнообразием функций различных храмов.

Hounfort должен иметь много элементов, чтобы быть надлежащим местом для проведения ритуала. Peristyle — крытая площадка около hounfort, где проводятся публичные ритуалы. Она имеет земляной пол и низкую стену в 5–6 футов. Огонь постоянно горит в центре двора, железная палка в середине костра символизирует Ogoun.

В центре peristyle расположен poteau-mitan, или центральный столб, символ Legba, которого приветствуют в начале каждого ритуала. У подножия poteau-mitan — плоское цементное возвышение, называемое socle, тумба, которая служит местом для жертвоприношений.

Обычно на столбе висит кнут. Столб окрашен в яркие цвета радуги в виде горизонтальных или спиральных полос, которые являются символами Aida-Wedo. Вершина столба считается центром неба, основание — центром ада. Таким образом, 1оа может путешествовать вниз по столбу и входить в храм — hounfort.

Деревья во дворе вокруг peristyle являются священными, так как в них постоянно живут 1оа. На reposoir — пьедестале у подножия дерева — стоит зажженная свеча и пища, посвященная 1оа, которое живет в нем.

С одной стороны peristyle расположен смежный с ним квадратный дом, собственно hounfort. Внутри — несколько алтарей, посвященных определенным 1оа. Маленькая лодка, подвешенная к потолку, символизирует Erzulie и Луну. Яркие цветные ритуальные флаги — drapeaux — могут висеть на стенах или потолке.

Veve — церемониальные рисунки различных 1оа — украшают стены, наряду с портретом президента Гаити, который также рассматривается как представитель божественной власти. Veve — это сложные рисунки, которые символизируют 1оа.

Они могут быть постоянными или создаются каждый раз из зерна, муки, пороха или золы перед церемонией. Veve включает символы определенного 1оа, которого они представляют: крест для Legba, сердце для Erzulie, змея для Damballah, гроб для Baron Samedi и так далее.

В центре hounfort расположен алтарь или алтарный камень, называемый Ре; он возвышается по грудь человека. Здесь помещены ритуальные инструменты. Ре покрыт жертвоприношениями — свечами, пищей, деньгами, амулетами, церемониальными трещотками и флагами, бусами, барабанами и священными камнями.

Govi — глиняные горшки— также располагаются на алтаре, заключая в себе 1оа или души уважаемых предков. Внутри храма также находится djevo — место, где кандидаты вуду проходят обучение; оно символизирует могилу, где человек умирает и повторно рождается в вуду.

Одержимость

В вуду истинное общение с божествами осуществляется через одержимость, или «руку божественной благодати». Одержимость вызывается loa, временно замещающего gros-bon-ange и становящегося животворящей силой тела.

Поскольку одержимость — это способ, с помощью которого loa дают свои указания, проявляют свои желания и силу, это обычное явление в вуду, часто встречающееся и рассматриваемое как совершенно нормальное приверженцами религии.

Когда 1оа входит в человека и в течение определенного времени управляет его телом, действия и выражение эмоций принадлежат 1оа, а не одержимому им человеку. Молодые люди, которыми обладает старый 1оа, могут казаться хилыми и ветхими, в то время как старик, одержимый молодым 1оа, может свободно танцевать и скакать.

Даже выражение лица изменяется на подобающее определенному 1оа. Когда loa-мужчина обладает женщиной, для изъяснения он использует местоимения мужского рода, и наоборот. Одержимый называется cheval или horse.

Есть много причин, почему 1оа желает обладать приверженцем. Он может защищать приверженца от опасности или придать ему особую силу, которая бы позволила ему успешно выполнить трудную задачу, например, помочь ему исчезнуть из опасного места со сверхъествественной скоростью.

Loa может входить в человека, чтобы вылечить болезнь или предотвратить страдание. Loa используют своих cheval, чтобы дать совет, показать средство решения проблемы, исцелить болезнь. Они также используют cheval, чтобы показать запрещенный ритуал, предупредить об опасности или наказывать приверженцев.

Когда 1оа входит в человека, это похоже на удар по затылку или по ногам. Человек сначала пытается сопротивляться, бегая по кругу и размахивая руками. Тело извивается, мускулы сокращаются, иногда наблюдаются судороги в позвоночнике.

Люди, находящиеся рядом с одер-ясимым, заботятся о нем, принимая меры для предотвращения травм и снимая обувь. Внезапно cheval прекращает сопротивляться, и 1оа берет его тело в полное владение, проявляя свои специфические характеристики.

Houngan или mambo могут определить, какой именно 1оа обладает человеком. Они действуют как посредники, чтобы вызвать 1оа и помочь 1оа уйти, когда их миссия закончена. Loa, который овладел приверженцем, также должен попрощаться с houngan перед тем, как уйти.

Cheval проявляет характеристики овладевшего им 1оа, часто одевая странную одежду или переодеваясь в одежду другого пола. Они также курят, пьют спиртные напитки, едят, участвуют в физических наслаждениях, т. е.

делают то, к чему 1оа обычно не имеет доступ. Будучи одержимым, cheval часто говорит на древних языках. Он или она не чувствуют никакой боли и могут, например, ходить по огню или даже глотать его. Cheval также проявляет большую силу и энергию, а после того, как 1оа уходит, чувствует себя очень истощенным.

Когда 1оа оставляет cheval, последний немедленно хватается за любые предметы, чтобы удержаться, или резко падает на землю. После окончания одержимости приверженец впадает в состояние, характеризующееся полным безразличием к физическому истощению.

Уровни посвящения в вуду

Имеется ряд уровней посвящения в ортодоксальном вуду, которые обычно достигаются последовательно, по мере роста знания и положения человека в сообществе последователей вуду. Все уровни посвящения доступны для мужчин и женщин.

Непосвященный человек, который посещает церемонии, принимает советы и лечение от houngan или mambo, участвует в совместных церемониях вуду, называется Vodouisant — вудуист. Это общий термин, как и «христианин» или «буддист».

Непосвященный человек, который связан с определенным храмом, регулярно посещает церемонии и готовится к посвящению, часто называется как hounsi bossale. Hounsi имеет значение «невеста духа», хотя этот термин на Гаити относится как к мужчинам, так и женщинам. Bossale означает «дикий» или «неприрученный» (в смысле неприрученной верховой лошади).

Первая степень посвящения дает право человеку называться hounsi canzo. Canzo относится к огню и церемонии огня, также называемой canzo, и дает свое название начальному циклу посвящения. Человека-canzo можно сравнить с крещеным христианином.

Вторая степень посвящения называется si pwen, или по-французски sur point («на точке»).

Этот термин относится к факту, что индивидуум подвергается дальнейшим ритуальным действиям «на точке», т. е. при покровительстве определенного 1оа. После этого человек может считаться houngan или mambo, и ему разрешается использовать asson, символизирующий священство.

Si pwen можно уподобить служителям или диаконам в христианстве. На церемонии они исполняют молитвы и песни, проводят ритуалы и являются главными кандидатами на одержимость. Кроме того, они могут посвящать других людей в ранг canzo senp (простой canzo) или si pwen.

Третий и заключительный уровень посвящения — asogwe. Houngan или mambo asogwe сравнимы с епископами в христианстве, поскольку они могут посвящать других жрецов. Asogwe могут посвящать других людей в ранг canzo senp, si pwen или asogwe.

На церемониях они являются последней властной инстанцией, если 1оа не присутствует и не проявляет себя через одержимость. Они также обладают правом последнего обращения, когда требуется присутствие определенного loa.

Houngan или mambo asogwe должны уважать houngan или mambo, которые посвятили его или ее в эту степень, тех, кто был посвящен в ту же степень прежде, человека, посвятившего его или ее в houngan или mambo и т. д.

Эти отношения могут становиться довольно сложными. Существует пункт в церемонии ортодоксального вуду, где все houngan и mambo, si pwen и asogwe участвуют в ряде ритуальных жестов и объятий, которые служат для объяснения и регулирования этих отношений.

Прочитайте также:  Приворот на куклу вуду кто делал

Душа и смерть в вуду

Составные части души.

corps cadavre, или смертная плоть;

name, или дух плоти;

z’etoile, или звезда судьбы;

gros-bon-ange и ti-bon-ange, две части души.

Физические или смертные части человека — corps cadavre и name. Corps cadavre — тело, которое разлагается после смерти. Name — дух, который позволяет телу функционировать при жизни и уходит как энергия в почву после смерти.

Z’etoile решает судьбу человека и располагается на небесах, отдельно от тела. Она не имеет большой важности в вуду.

Наиболее важные компоненты человека — две части души, ti-bon-ange и gros-bon-ange. Gros-bon-ange буквально означает «большой хороший ангел». Согласно концепции, при рождении часть космической жизненной силы единого Бога переходит в человека.

Это сила, которая является частью всех живых существ, объединяет нас друг с другом в большую энергетическую сеть. Grosbon-ange поддерживает жизнь и разум в теле и после смерти возвращается назад в бассейн бо-ясественной космической энергии.

Ti-bon-ange составляет другую половину души человека. Термин переводится как «маленький хороший ангел»; это источник индивидуальности. Ti-bon-ange представляет собой накопление знания человека и его опыта;

она определяет индивидуальные характеристики человека. Она может покидать тело человека во время сна или во время одержимости loa. Ti-bon-ange наиболее уязвима для колдовства, даже больше, чем gros-bon-ange.

Концепция смерти.

Учение вуду не предполагает, что смерть является прекращением жизни. Скорее, душа — основа жизни — переходит из одного состояния в Другое. Тело, оболочка жизненной силы, просто распадается, в то время как name, который оживлял тело, возвращается в землю как земная энергия.

Gros-bon-ange возвращается к высшим областям вселенной, из которых его космическая энергия была взята прежде; там она присоединяется к Другому loa и сама становится loa. Ti-bon-ange какое-то время парит вокруг тела и после ритуалов, выполненных houngan, уходит в царство Мертвых.

Посмертные ритуалы выполняют множество, функций в вуду. Наиболее важный должен отослать gros-bon-ange в царство мертвых, Ginen, в космическое сообщество духов предков, где члены семейства будут поклоняться ему как 1оа.

Ti-bon-ange парит вокруг тела в течение девяти дней, по истечении которых должен быть исполнен ритуал Novena, гарантирующий, что ti-bon-ange остается вместе с телом. Если это не сделано, ti-bon-ange может блуждать по земле и приносить неудачу другим.

Некоторые секты вуду полагают, что каждый человек содержит в себе злое начало. В то время как душа, называемая в этом случае duppy, находится в теле, она контролируется сердцем и мозгом, и человек не будет отрекаться от себя и предаваться злу.

Duppy выходит после смерти и больше не имеет этого ограничения, становясь способным к ужасным действиям. Обряд Novena также гарантирует, что это зло, которое пребывает при жизни во всех людях, останется в могиле вместе с телом.

Houngan может ритуально отделять ti-bon-ange от плоти и выпускать его, чтобы та могла жить в темных водах в течение одного года и одного дня. После этого семейство ритуально принимает душу, теперь называемую esprit. Esprit помещается в специальный глиняный сосуд govi, где его кормят и обращаются как с 1оа.

Учение о предках.

Предки, или по-креольски «zanset yo», всегда присутствуют рядом с приверженцами вуду. Человек живет, дышит и действует, всегда ощущая их присутствие. Государственный гимн Гаити начинается: «Мы идем вместе для страны и для предков…».

В сельской местности на Гаити каждая семья имеет семейное кладбище. Гробницы предков семьи сложны настолько, насколько семейство может себе позволить. Некоторые могилы похожи на небольшие здания, построенные над землей, со склепом внизу.

Гробницы, построенные для богатых семейств, могут даже включать маленькую гостиную с картинами и дорогими креслами. Когда чужой человек поселяется в доме на длительное время, необходимо, чтобы он или она совершили небольшое возлияние водой на могиле — тогда предки будут более благосклонны.

В городских условиях закон требует погребения на городском кладбище. И в этом случае гробницы могут быть достаточно сложными. Кроме того, здесь используются большие замки и другие устройства безопасности, чтобы не допустить проникновения в гробницу кладбищенских воров, охотящихся за останками умерших — считается, что кости мертвых обладают большой колдовской силой, особенно, если умерший был houngan или mambo.

Приверженцев вуду хоронят по католическому обряду, который соблюдается в течение девяти ночей после смерти. Девятая ночь называется «denye priye» («последняя молитва»). После этого католическая часть обрядов считается завершенной.

Погребальные ритуалы.

Процесс отделения gros-bon-ange от тела называется dessounin. Ноздри трупа и уши заполняются хлопком, колени и большие пальцы ног связываются вместе. Рот завязывается, а карманы выворачиваются наружу.

В течение этого ритуала houngan разбрызгивает kleren (белый ром) по четырем сторонам света и затем по трупу, чтобы очистить его. Затем он ударяет своим asson по трупу и зажигает свечи. После этого он шепчет имя умершего в ухо мертвого тела.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

В течение ритуала houngan становится одержимым 1оа, который предсказывает будущее общины. Наполненный силой loa, houngan становится повторно рожденным, так как божественная сущность жизни, которая принадлежала мертвому человеку, становится частью houngan на своем пути в царство мертвых.

Принятие духа от мертвого, таким образом, должно производиться только полностью посвященным и опытным houngan» поскольку это опасная процедура. Злые духи мертвых могут прийти и принести вред неопытному houngan прежде, чем хороший loa будет вызван, чтобы прогнать их.

Чтобы отослать ti-bon-ange, ее сначала помещают в сосуд (govi). Иногда она проживает там как дух, которому поклоняются. В остальных случаях houngan сжигает govi во время ритуала, называемого boule zen.

Использование мертвых для причинения вреда.

Даже после смерти ti-bon-ange может использоваться для совершения злых дел. Чтобы освободить ti-bon-ange — в этом случае duppy, — нужно разлить ром и бросить три пенни на могилу и бить по ней тыквенной палкой.

После этого вы можете приказывать, чтобы duppy шел за кем-либо. Ti-bon-ange может также использоваться в ритуале, называемом «насылание смерти», чтобы сделать врага одержимым духом, вызванным из могилы.

В течение периода, во время которого ti-bon-{amp}amp;nge парит вокруг тела после смерти, злой колдун bokor может захватить ее и превратить в аст рального zombi. В отличие от zombi, который является мертвым телом без души, астральный zombi — это мертвая душа без тела.

Существует несколько способов предохранить мертвого от махинаций злого колдуна. Кто-нибудь должен убить тело еще раз, нанеся ему удар в сердце или извлекши его. Hoholi, или специальные семена сезама, помещенные в гроб, также предотвращают махинации bokor.

Zombi.

Вероятно, наиболее известное использование мертвых в вуду — это зомбирование. Zombi cadaver отличается от астрального zombi, так как астральный zombi — это ti-bon-ange, управляемая извне. Zombi cadaver, с другой стороны, является мертвым телом, которое не имеет души.

Zombi cadaver создаются черными колдунами bokor. Bokor исполняет ритуал, который приводит человека к смерти и, через некоторое время, возвращает к жизни его мертвое тело. Есть большое число исследователей, которые полагают, что зомбирование осуществляется не через колдовство и ритуал, а скорее через сильные наркотики.

Эти наркотики делают человека внешне похожим на мертвого путем сильного опьянения и полного замедления функций организма. Когда эти функции восстанавливаются, мозг оказывается поврежденным настолько, что человек не помнит, кто он, и в таком виде может управляться колдуном.

Действительно, bokor дает человеку яд, чтобы начать процесс зомбирования. Этот яд настолько силен, что может поглощаться через кожу. Никто не знает точно, каковы компоненты яда, но, вероятно, он содержит вещества, добытые из различных ядовитых животных и растений, включая железы, жабы bouga, которые являются в 50—100 раз более ядовитыми, чем яд наперстянки, а также содержат галлюциногены.

Другими компонентами, возможно, являются яды многоножек и тарантулов, шкуры ядовитых древесных лягушек, семена и листья ядовитых растений, человеческие останки (для эффекта) и яды четырех типов рыб, которые содержат тетрадоток-син — одно из наиболее ядовитых веществ в мире.

После отравления жертва полностью парализована и впадает в кому. Иногда жертва сохраняет сознание и является свидетелем своих собственных похорон. Bokor достает жертву из могилы через пару дней и дает ей галлюциногенную смесь, называемую «огурец zombi», которая восстанавливает жертву.

Как только zombi cadaver приходит в себя, он не может говорить, а его чувства притупляются. Человеческая индивидуальность полностью исчезает вместе с памятью. Zombi cadaver легко управляется и используется колдунами в качестве рабочей силы на фермах или строительстве.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Вопреки тому, что изображается в кино, zombi cadaver не охотятся за человеческими мозгами, чтобы пожирать их. Фактически, практикующие вуду не боятся вреда от zombi cadaver, они боятся стать одним из них.

Если дать zombi cadaver соль, предполагается, что это восстанавливает его речь и вкусовые рефлексы и активизирует инстинкт возвращения, который заставляет его вернуться в могилу, освобождаясь от влияния колдуна.

Биография 1оа

Ниже мы приведем биографию loa Arapice La Croix, который служил известному гаитянскому жрецу вуду Люку Гедеону.

Arapice La Croix — самый лучший loa Люка Гедеона, которого он призывал для консультации фактически по любым вопросам. Приветливый и общительный, он относился к семейству Guede loa, духам умерших. В системе классификации вуду он — креольский loa, так как родился на Гаити, его превращение из человека в loa дает прекрасное понимание сущности религии вуду.

Первого ноября 1900 года в трущобах района Croix Belair родился бедный гаитянин по имени Антуан Жан-Пьер. Этот район был первоначально плантацией сахарного тростника — одной из первых плантаций в Порт-о-Пренсе и одним из первых африканских поселений.

Позже это место стало убежищем для бежавших рабов, которые иногда оставались в городе вместо того, чтобы бежать в горы. Там они жили, зарабатывая тем, чему научились во время рабства. Жрецы и жрицы, которые были среди них, сохраняли инкогнито, так как в случае поимки IM угрожала смерть на костре.

Они устроили в своих крошечных комнатках тайные храмы и хранили свою веру, скрытую от французских поработителей, но живущую в их сердцах и умах. Несмотря на антиафриканские декреты французских властей, священные имена и церемонии отдельных племен становились общими для всех африканцев. После Гаитянской революции вуду расцвела.

Тенденция сопротивления сохранялась, пока американская оккупация Гаити, которая началась в 1915 году, не закончилась в 1934. Вуду процветала в районе Belair, поскольку традиции многих африканских племен там тщательно сохранялись. Даже сегодня жрецы из этого района показывают настоящее мастерство проведения ритуала.

В этой среде рос Антуан Жан-Пьер. Он имел ничем не примечательное детство и получил формальное образование. Как всякий взрослый гаитянин, он был храбрым и ненавидел несправедливость. Как ни странно, это привело его к смерти.

Однажды, оскорбленный высокомерным поведением какой-то местной важной «шишки», он ударил его по лицу. Эта «шишка» подстроила его убийство, которое, конечно, осталось безнаказанным. Антуан Жан-Пьер был похоронен в возрасте двадцати пяти лет.

После того, как он провел, как положено, один год и один день под Водами Плача, отделяющими души мертвых от мира живых, Maman Brigitte, Госпожа Кладбища и мать всех Guede loa, и ее муж Baron La Croix дали Антуану новое имя — Arapice La Croix. Он снова пошел в мир людей, будучи невидимым.

Основной принцип вуду — живые и мертвые работают вместе, чтобы помочь друг другу. Первое задание, принятое Arapice La Croix, была защита гаитянского мужчины, который служил солдатом в американской армии во время Вьетнамской войны.

Arapice благополучно вел его через сражения, засады и ловушки. Наконец гаитянский солдат был уволен из армии и уехал в Париж. Он забыл поблагодарить Arapice и провести для него церемонию. Он не поблагодарил Arapice вообще.

Через три месяца после возвращения Arapice стал помогать одному бедному человеку. У того было трое сыновей, и Arapice старался поднять их из нищеты. Он помог человеку достать деньги на обучение своих сыновей за границей.

Один поехал в Париж, другой — в Мексику, третий — в Канаду. Под покровительством Arapice благосостояние человека продолжало расти, пока он не стал владельцем трех грузовиков, приносивших большой доход.

С комфортом появилось и безразличие к 1оа, который помог ему. Этот человек стал пренебрегать кормлением, жертвоприношениями и проведением церемоний для Arapice. Озлобленный и убитый горем, Arapice убил отца и всех трех сыновей и удалился в горы Grand Goave, к югу от Порт-о-Пренса.

Напуганный тем, что он сделал, Arapice поселился в дереве и оставался там в течение очень долгого времени. Однажды он увидел, как другой 1оа исцелял больного человека. Это был 1оа Kanga, член общества 1оа жреца Люка Гедеона.

Однажды утром Люк пошел в лес, неся govi, глиняный горшок, из которого он должен был вызвать Kanga, чтобы инструктировать его. Arapice услышал, как Люк прочитал priye Guinea, африканскую молитву, и понял, что Люк был человеком, которому он мог служить.

После того, как прошел год, Kanga провел церемонию для Arapice, чтобы тот смог войти в храм и служить членам общины. Войдя в Люка, Kanga приказал, чтобы был разожжен огромный костер. Он вышел из головы Люка, и впервые в него вошел Arapice.

Arapice увидел возможность продемонстрировать свою силу. Находясь в Люке, он быстро сел посреди костра. Но волосы на голове Люка и его одежда не опалились. Члены общины Люка плакали, сначала опасаясь за него, затем в страхе от силы Arapice.

После этого Arapice спокойно вошел в свой bagi, специальную комнату, посвященную ему в храме Люка. Там он остаётся и по сей день, служа членам общины и тем, кто приходит в поисках помощи.

Манипуляции с правосудием

— чтобы заставить свидетелей молчать: мертвая ящерица со связанным нитью ртом; коровий язык;

— чтобы судебное дело развалилось: разбить четыре яйца по одному в каждом углу здания суда;

— чтобы заставить судью склониться на вашу сторону: оставить конфеты или пирог в его кабинете; для более серьезного убеждения: принести в жертву козла, цыпленка или голубя и оставить тело около здания суда;

— чтобы уменьшить возможный срок тюремного заключения: взять на слушание конфеты или пирог;

— если на судебный процесс уходит слишком много времени: поместить высушенные бобы или зерно в кабинете судьи;

— если приговор не удовлетворяет: поместить куклу вуду в одежде, одетой наизнанку, в зале суда. Одежда наизнанку заставит судью изменить свое мнение.

Что говорят loa и что они не говорят.

Жрецы, приверженцы вуду или непосвященные люди, одержимые loa, не так уважаются на Гаити, как можно было бы себе представить. Одержимость часто оценивается с некоторым здоровым скептицизмом, и существует несколько признаков, которые ясно изобличают фальшивую одержимость.

«Берегись, фермер! Земля принадлежит тому, в кого я вошел. Я Хозяин, Ogoun Feraille, и у меня есть сообщение для тебя! Если ты немедленно не позволишь ему засадить этот участок, ты будешь страдать, и loa накажет тебя!»

Но в это время фермер смеется! Почему? Потому что loa не берутся за решение личных проблем тех, в кого они входят. Жрец просто сделал из себя дурака.

Baron, Maman Brigitte и Guede loa очень часто используют много ругательств. Но эти ругательства не являются проклятиями в чей-либо адрес. Они звучат в юмористической манере и обычно относятся к сексуальному общению или к половым органам. Baron никогда не скажет: «этот е…ный человек, эти е…ные белые люди» или что-либо подобное.

Приведем типичный пример ругательств, используемых Baron. Однажды в церемонии участвовал человек, который слабо разбирался в уче-

I нии о loa. Он думал, что loa — это боги. Когда в одного из участников церемонии вошел Baron,

(этот непосвященный упал на колени и закричал: «О, великий и благой loa! О, могущественный и.

(сильный loa! Воззри на меня, твоего недостойного служителя, и знай, что я поклоняюсь и обо-

‘жаю тебя!»

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Baron, непривычный к такому почтению, посмотрел на него скептически и сказал: «Oh, bel fanm, aba ou gen doub langyet nan figi ou», что значит: «О, красивая женщина, у тебя на лице двойной клитор». (Этот человек носил очки, по-креольски «linet».